Иван Васильевич Фёдоров родился 21 сентября 1920 года в несуществующей теперь деревне Дубье нынешнего Кимрского района Тверской области. Деревенька стояла среди лесов и болот вдалеке от правобережья Медведицы. Иван окончил семь классов сельской школы и уехал продолжать учёбу в столицу. Он окончил Московский физкультурный техникум и аэроклуб в Раменском, работал учителем.
Перед самой войной Фёдоров окончил Качинскую военную авиационную школу пилотов им. А.Ф. Мясникова и был направлен на службу на Дальний Восток, в 307-й истребительный авиаполк, где летал на И-153.
В декабре 1942 года в составе эскадрильи его перевели в 812-й истребительный авиаполк 265-й авиадивизии. После переучивания в Саратовской области на истребитель Як-1 полк в середине апреля 1943 года вылетел на Северо-Кавказский фронт.
20 апреля старшина Фёдоров одержал свою первую победу, сбив истребитель Ме-109. Боевой опыт приходилось оплачивать дорогой ценой. 26 апреля на прицел «мессерам» попал и Иван Фёдоров, но перед этим ему удалось внезапной атакой со стороны солнца завалить FW-189 — «раму». Потерявшая своего подопечного пара Ме-109, находившаяся на солнечной стороне, стремительно атаковала наш одинокий «як». Один из осколков задел правый глаз. Иван посадил горящий самолёт в плавни.
А 10 мая Фёдоров провёл запоминающийся бой. Поскольку глаз ещё не выздоровел, он остался на земле, но надо было срочно перехватить обнаруженные бомбардировщики врага, и командир полка выпустил его в небо. Иван Фёдоров и Георгий Чураков поднялись в воздух. Подойдя к станции Ахтырской, они увидели сзади 8 Me-109. Те, скрываясь в лучах солнца, заходили в атаку. Наша пара, не меняя курса, разогнала скорость и вышла боевым разворотом в лобовую. С первой очереди Иван срезал одного «мессера». Вражеские машины, разбившись на пары, начали атаковать с разных сторон. Наши лётчики были рады отвлечь на себя такое количество истребителей: значит, нашим товарищам легче расправляться с бомбардировщиками. Бой длился 40 минут, израсходованы боеприпасы, подходило к концу горючее. А из боя не выйти: немцы сразу зайдут в хвост. В этот момент к Фёдорову подобрался Ме-109, ударила очередь, и из-под капота вырвалось пламя. Самолёты стремительно неслись друг на друга, причём вражеский лётчик начал стрелять ещё издали. Пулемётные трассы полосовали пространство, снаряды били по плоскостям, проносились мимо кабины. Фёдоров пошёл на таран, но и фашист не отвернул, потому что не успел этого сделать. Иван почувствовал страшный удар… Очнулся он в воздухе, дёрнул вытяжное кольцо парашюта. Фашистские истребители открыли пулемётный огонь, но пара наших истребителей встала в круг над опускающимся на землю лётчиком. За этот бой он был награждён орденом Отечественной войны I степени. Через месяц Фёдоров вновь вылетел на боевое задание и в одном вылете уничтожил два немецких бомбардировщика.
В сентябре 1943 года перед боями за Мелитополь и Никополь 812-й авиаполк был перевооружён на Як-9 и прибыл под Большой Токмак. Этот месяц для многих лётчиков полка, прежде всего для Федорова, стал «чёрным». 18 сентября восемь немецких Bf-109 атаковали четыре Як-9Т в районе Василёвки. В результате два лётчика погибли, застигнутые врасплох. На следующий день сбили лучшего друга Ивана Фёдорова лейтенанта Георгия Чуракова.
25 сентября с аэродрома взлетели шесть Як-9Т под началом капитана Андюкинова и четыре «яка» в группе прикрытия лейтенанта Фёдорова. Встретив две группы по десять Не-111 под охраной Bf-109, Фёдоров, Андюкинов и Разумович сбили по одному бомбардировщику, а ведомый Фёдорова Максимов — Bf-109. Вечером 25 сентября десять Як-9Т, ведомые Фёдоровым, обнаружили 54 Не-111, когда уже заканчивалось горючее. Его хватало только на одну атаку, и Фёдоров осуществил её, сполна использовав мощное вооружение «яков». Шестёрка Як-9Т атаковали девятку Не-111 и буквально разорвала на куски три бомбардировщика. Четвёртый, «хейнкель», сильно повреждённый, был добит Фёдоровым.
Этот бой наблюдал командующий 8-й воздушной армией генерал-лейтенант Тимофей Хрюкин, который решил усилить сковывающую группу истребителей. Согласно плану, на следующий день в небо должны были подняться 16 истребителей: 8 Як-9Т составляли ударную группу и столько же обычных — прикрывающую. Командовать группами должны были Фёдоров и Андюкинов. Но события приняли неожиданный оборот. Силам люфтваффе удалось изолировать район Большого Токмака и расчистить дорогу своим бомбардировщикам. На предложение командира полка поднять группу Фёдорова Хрюкин ответил отказом, рассчитывая на появление истребителей другого полка, однако они не подошли. Между тем всё новые группы немецких самолётов продолжали бомбить советские войска. Наконец получили приказ на вылет, но время было упущено. Взлетевшую восьмёрку Фёдорова контратаковали 16 «мессеров». Связать их удалось лишь частично, и результаты схватки оказались скромными: сбито два Не-111 (один на счету Фёдорова) и один Ме-109, свои потери — один истребитель.
По итогам этого боя лейтенанта Фёдорова «за трусость перед лицом врага» и командира полка майора Николаенкова «за плохое руководство полком» приказом командующего 8-й воздушной армии отдали под суд военного трибунала. Но командир корпуса генерал-майор Савицкий и командир дивизии полковник Карягин добились изменения формулировки приказа. В новой версии причиной отдания под суд было «плохое управление боем по радио». Заседание трибунала, начатое в полночь, превратилось в фарс, разыграть до конца который не дали замполит полка майор Пасынок и командиры звеньев. Приговор был относительно «мягким»: Фёдоров приговаривался к 8 годам тюремного заключения, а Николаенков — к 10, с отбытием наказания после окончания войны. Но комкор Евгений Савицкий ещё раз вмешался в судьбу своего лётчика: отважный генерал добился, чтобы за каждый вновь сбитый вражеский самолёт с Ивана снималось по году тюремного срока, и одновременно приказом по корпусу перевёл лейтенанта Фёдорова в «свободные охотники» и освободил от выполнения задач по прикрытию наземных войск и сопровождению ударной авиации. Вскоре счёт нашего земляка пополнили ещё 5 немецких самолётов, в том числе 3 бомбардировщика Ju-88.
Ивану приходилось не только вести воздушные бои, но и освоить вместе с ведомым Максимовым опасное ремесло воздушного разведчика на истребителе Як-9Д, имевшем дальность полёта до 1000 км. В число объектов, за которыми приходилось вести наблюдение, входили порты Очаков, Херсон, Николаев, заглядывали разведчики и к Никополю, контролировали судоходство в Днепровском и Бугском лиманах, а особое внимание уделяли наблюдению за строительством вражеских укреплений на Перекопе.
29 октября пара «мессеров» внезапно атаковала Максимова. Лётчик и самолёт погибли. В тот же день вместе с горем к Ивану пришла и радость: трибунал снял с него судимость. Рейды за линию фронта продолжались по 2—3 раза в день.
Зимой 1943-1944 годов из-за нелётной погоды вылетов было мало, но случались и запоминающиеся эпизоды. 17 февраля Фёдоров увидел, как 6 «мессеров» зажали над переправой нашего пилота. Он без колебаний поспешил атаковать вражеских истребителей, дав возможность лётчику выйти из неравного боя. А 2 марта при штурмовке немецкого аэродрома был атакован четвёркой Ме-109 самолёт командира полка майора Попова, подбитый зенитным снарядом. Фёдоров мгновенно оценил положение и, прикрывая командира, бросился на врага, сбил два «мессера», а потом ещё успел выручить и лётчика Куреева, выходившего из схватки тоже на повреждённой машине.
Весной авиация обеих сторон активизировалась. Только за период с 14 по 17 марта 812-й авиаполк потерял от действий немецких «охотников» четыре истребителя и трёх лётчиков. Доставалось и немецким асам: 6 мая Ивану удалось поймать одного из них на прицел: «Мы находились на малой высоте в стороне от общей группы штурмовиков и прикрывавших их истребителей, когда поступило сообщение от станции наведения о появлении пары «Мессеров». Нас с Сухоруковым очень удачно навели прямо в хвост «Мессершмиттам», которые шли чуть выше нас. Но во время атаки, случилось непредвиденное: я уже уверенно держал ведомого в прицеле, как вдруг — переднее бронестекло сплошь залило маслом. Цель почти исчезла из прицела. Хоть выходи из атаки! Сколько дней гоняемся за добычей. А ведь «Мессер» так близко!.. Я нажал гашетки и тут же во избежание столкновения, до цели было метров 20, резко отвалил влево». «Мессер» исчез в огненной вспышке. Это была последняя победа Ивана Фёдорова в крымском небе.
В его книге воспоминаний «В небе оставили след» есть немало ярких страниц, касающихся событий последнего года войны.
21 июня 1944 года 812-й авиаполк перебазировался на аэродром Якубовский юго-восточнее Витебска и вошёл в оперативное подчинение 1-й воздушной армии 3-го Белорусского фронта. В начавшейся операции «Багратион» его основной задачей стало прикрытие с воздуха 5-й гвардейской танковой армии и конно-механизированной группы генерала Осликовского. Старшему лейтенанту Фёдорову помимо этого приходилось вести разведку, наблюдая за выдвижением резервов противника, строительством укреплений и отходом его сил на оборонительные позиции. Не раз генерал Евгений Савицкий брал его к себе ведомым.
К августу 1944 года старший лейтенант Фёдоров совершил 285 боевых вылетов, в 62 воздушных боях сбил лично 24 самолёта противника, 9 уничтожил на аэродромах и был представлен к званию Героя.
В конце августа полк был выведен в резерв, и началось его переоснащение новейшими истребителями Як-3. Первые же ознакомительные полёты показали их ощутимое превосходство над немецкими Ме-109G-6 и FW-190A-8 почти по всем параметрам.
26 октября 1944 года капитану Ивану Васиьевичу Фёдорову было присвоено звание Героя Советского Союза (медаль «Золотая Звезда» № 4506).
Эти награды ему вручили в Кремле 17 ноября. Правда, прежде чем попасть на церемонию награждения, Герой был задержан комендантским патрулём на станции метро «Охотный ряд» за нарушение уставной формы одежды и отправлен на гарнизонную гауптвахту, где в течение двух часов занимался строевой подготовкой.
Начавшаяся 12 января 1945 года Висло-Одерская стратегическая операция развивалась успешно, и 4 февраля полк уже базировался в 60 км от Берлина. Немецкой разведке удалось обнаружить новое место дислокации советских истребителей, и в течение нескольких дней авиабаза подвергалась нескончаемым налётам немецких штурмовиков. В результате 10 февраля на земле были уничтожены наши последние истребители.
Самолётный парк обновили, и в ночь на 21 апреля в ходе Берлинской наступательной операции капитан Иван Фёдоров сбил над переправой через Одер истребитель-бомбардировщик FW-190, ставший его последней, 45-й, победой.
Признанием фронтовых заслуг Ивана Васильевича являются не только двенадцать боевых орденов и звание Героя. Именно ему доверили вести девятку истребителей Як-3, которая должна была открыть 24 июня 1945 года Парад Победы в Москве. Все самолёты пилотировали Герои Советского Союза. Однако из-за нелётной погоды воздушную часть парада сначала отложили, а затем и вовсе отменили. Всю войну наш земляк воевал только на «яках», и генеральный конструктор Александр Яковлев, узнав, что первый вылет он выполнил в 1939 году на УТ-1 и до конца 1960-х годов летал на Як-28, подарил ему свою книгу с надписью «Патриоту и ветерану «яков».
После войны Иван Васильевич продолжал служить в военной авиации, окончил Военно-воздушную академию, в числе первых освоил реактивные самолёты. Свой последний полёт он выполнил 21 марта 1969 года — спустя ровно 30 лет после первого вылета. Наш земляк демобилизовался 21 сентября 1978 года в звании генерал-майора авиации, много лет жил и работал в Черкассах, возглавлял областной комитет ДОСААФ. В 1994 году он переехал из Украины в Санкт-Петербург, где и скончался 28 августа 2000 года.