Виктор Николаевич Орлов родился в 1917 году в деревне Лохово (ныне — Краснохолмский район Тверской области), окончил местную начальную школу и уехал с родителями по давно проторённому многими односельчанами пути — проходящей рядом железной дороге — в Ленинград. Там он завершил образование, учась параллельно в аэроклубе, а в 1935 году его призвали в Красную Армию. Шаг от сохи до неба оказался для крестьянского паренька очень коротким: уже в 1937 году он окончил Энгельскую военную школу пилотов, стал кадровым лётчиком, сражался на финской войне, был награждён орденом Красной Звезды.
К началу Великой Отечественной войны Виктор стал уже достаточно опытным лётчиком-истребителем. Он воевал на Медвежьегорском направлении в Карелии, его 152-й истребительный авиаполк базировался близ Онежского озера. Сначала довелось летать на И-153 «Чайка», созданном в 1938 году в конструкторском бюро Поликарпова. К началу войны этот самолёт окончательно устарел ввиду низкой скорости, но всё же применялся в качестве истребителя из-за нехватки других моделей. Весной 1942 года Виктор Орлов сражался уже в составе 416-го истребительного полка под Ленинградом.
На вооружение поступили самолёты ЛаГГ-3, которые Орлов в совершенстве освоил, а когда он пересел на Ла-5, то мог уже на равных биться с «мессерами». Этот новый самолёт по своим лётным качествам вполне соответствовал требованиям времени. Его простая конструкция, отсутствие необходимости в сложном техническом обслуживании и нетребовательность к взлётным полям делали его идеальным для тех условий, в которых приходилось действовать частям советских ВВС.
Виктор Николаевич вылетал на сопровождение бомбардировщиков, прикрывал войска и вёл воздушную разведку. Немало примечательных боевых вылетов было совершено им под Сталинградом. 25 сентября 1942 года в одном из разведывательных полётов Орлов установил, что на аэродроме Карповская сосредоточено большое число гитлеровских самолётов, и передал точные сведения об этом в штаб полка. Наши бомбардировщики безотлагательно совершили массированный налёт на аэродром, нанеся врагу серьёзный урон.
1 декабря капитан Орлов во главе восьмёрки лётчиков 437- го полка появился над аэродромом Гумрак и с ходу вступил в бой с 12 истребителями противника. В ходе короткого боя и его ведомые старшие лейтенанты Чурилов и Прилепский, старшие сержанты Погребняк и Титов сбили по одному самолёту.
В течение декабря дивизии 2-го смешанного авиационного корпуса успешно вели борьбу с фашистскими транспортными самолётами, выделенными для полётов в район окружённой в Сталинграде армии Паулюса. Только за первые две недели наши лётчики уничтожили и повредили в воздушных боях и на аэродромах 195 вражеских самолётов, из которых 37 были сбиты истребителями и штурмовиками на «свободной охоте». В числе отличившихся был и пилот 201-й истребительной авиадивизии Виктор Орлов, уничтоживший 6 немецких воздушных машин.
Не менее отважно и результативно капитан Орлов вёл и штурмовку. Здесь требовались уже не столько осторожность и внимательность, сколько безудержная, отчаянная храбрость. Причём нештатные ситуации могли возникнуть спонтанно. Там же, под Сталинградом, когда шёл один из наземных боёв, Орлов получил приказ не допустить подхода гитлеровской колонны с резервами. Капитан поднял свой самолёт и, обнаружив колонну, снизился до бреющего полёта. Он сделал несколько заходов, непрерывно обстреливая врага, невзирая на сильный ответный огонь. Немцы так и не дождались подкрепления, и их атаки были сорваны.
Лучшей кандидатуры на должность командира звена просто не могло быть, и Виктор за короткое время сделал своё звено образцовым. Его командирский талант и организаторские способности умножались огромным опытом, инициативностью и боевым характером, успешно прививаемым молодым подчинённым.
Командир полка майор Никифоров писал в представлении нашего земляка на должность штурмана полка: «Своими героическими боевыми делами гвардии капитан Орлов заражает молодой лётный состав желанием громить воздушного противника. Повседневно передавая молодым лётчикам свой боевой опыт, он воспитал целый ряд выдающихся воздушных бойцов». В этой отличной характеристике — только правда, подтверждённая реальными победами.
Бои на ахтырском направлении, разгоревшиеся в августе 1943 года, являлись частью завершающегося этапа Курской битвы. Нашу 27-ю армию поддерживали многие другие соединения, а также 2-я воздушная армия, в которой воевал капитан Орлов. За время наступления наших войск в Харьковской области, в районе Богодухова и Ахтырки, он за короткое время сбил 5 вражеских самолётов, причём три успешных боя прошли буквально на глазах однополчан и комдива подполковника Владимирова.
Рано утром 3 августа 10 самолётов Ла-5 под командованием капитана Орлова поднялись для сопровождения 18 пикирующих бомбардировщиков. В районе Томаровки нашу группу атаковали 32 истребителя противника. Немцы потеряли в этом бою 6 самолётов, 2 из которых сбил Орлов.
Наше генеральное наступление на Ахтырку 13 августа не принесло успеха. Немцам удалось отстоять город, и они попытались достичь перевеса не только на земле, но и в воздухе. На следующий день шестёрка Ла-5 под командованием Орлова, прикрывавшая наши войска, встретила в небе 18 немецких истребителей. Трёхкратное превосходство не смутило нашего земляка, и он повёл товарищей в атаку, расстроив боевой порядок врага и заставив его повернуть вспять. Немцы потеряли 2 истребителя, причём оба сбил сам Орлов. Вся наша группа без потерь возвратилась на свой аэродром.
Но самые знаменитые бои наш земляк провёл 18 августа. Утром этого дня по сигналу «Тревога!» шестёрка Ла-5 под его командованием поднялась в небо и была наведена на 100 бомбардировщиков Ju-87, летевших без истребителей прикрытия. «Атакуем внизу, на встречном курсе!» — подал команду Орлов. Армада «Юнкерсов» шла волнами на высоте 800 метров. Немцы были абсолютно уверены, что советские истребители будут атаковать их сверху, так как низкая высота полёта, казалось, не допускала атаки снизу. Позднее разбор результатов боя показал, что в своём маневре капитан Орлов учёл даже окраску наших самолётов: она была голубой снизу и зелёно-коричневой (т.е. под цвет земли) сверху, а также избрал удобное местоположение для своих истребителей — между солнцем и противником. Но главный козырь заключался, по его мнению, в отточенном мастерстве натренированных им ведомых. При первом коротком разящем ударе Орлов, Балясников и Медведев сбили по одному самолёту. Но этого, конечно, было недостаточно, и фашистские лётчики продолжали прорываться к нашим позициям. Наши умело сманеврировали и атаковали вторую группу Ju-87 уже снизу сзади. Выстрелами из пушек Орлов, Фомичёв, Хватов и Ясанис подожгли ещё 4 «Юнкерса». В этот день в трёх вылетах лётчики-истребители под командованием Орлова рассеяли 4 большие группы бомбардировщиков противника, не допустив их к намеченным целям, и сбили 14 самолётов, 4 из которых стали добычей самого командира. Эта славная победа быстро облетела все авиационные полки корпуса. В честь победителей был проведён митинг, а на следующий день на страницах корпусной газеты «Крылатый богатырь» появилось подробное описание боёв, проведённых под командованием капитана Орлова.
25 августа Ахтырка была взята нашими войсками, и победа в Белгородско-Харьковской наступательной операции завершила Курскую битву. 2-я воздушная армия в большой степени способствовала прорыву обороны противника, обеспечению ввода в прорыв наших 1-й и 5-й гвардейских танковых армий и развитию их успеха. В ходе последующих наступательных операций она поддерживала войска Воронежского фронта на киевском направлении и в битве за Днепр.
К сентябрю 1943 года штурман 113-го гвардейского истребительного авиаполка гвардии капитан Виктор Николаевич Орлов совершил 148 боевых вылетов, в 66 воздушных боях сбил лично 14 и в составе группы 4 самолёта противника. 28 сентября 1943 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
После выхода войск Воронежского фронта к Днепру и захвата плацдармов на его правом берегу его 10-я гвардейская истребительная авиадивизия вела воздушную разведку, прикрывала войска танковых и общевойсковых армий, защищала переправы через Днепр в районах Зарубинцы, Ходоров, Ржищев и других. 7 ноября за освобождение Киева дивизия была награждена орденом Красного Знамени. За три предшествующих месяца боёв её лётчики уничтожили 195 вражеских самолётов.
9 декабря 1943 года гвардии капитан Виктор Николаевич Орлов погиб в авиационной катастрофе и был похоронен на левом берегу Днепра, в городе Переяславе-Хмельницком Киевской области. Сейчас это благоустроенная территория городского Парка культуры и отдыха. Его именем названа одна из улиц этого украинского города.