М.И. Румянцев родился в 1916году в деревне Кульнево Ржевского района в семье крестьян. Окончил 7 классов неполной средней школы. С 1936 года работал столяром в деревообрабатывающем цехе Калининского (ныне - Тверского) вагоностроительного завода.В 1938 году был призван в ряды Красной Армии. В 1939 году окончил Вольское военное авиационно-техническое училище. Военную службу начал механиком на аэродроме 26-го истребительного полка Ленинградского фронта. Участник советско-финской войны 1939-1940 годов. После этого окончил курсы летчиков-штурмовиков и с января был зачислен в 218-й штурмовой авиационный полк.
После войны окончил Высшие летно-тактические курсы усовершенствования офицерского состава. В 1961 году – подполковник запаса. Работал в научно-исследовательском институте. Жил в Твери. Скончался 4 февраля 1967 года Звание Героя Советского Союза ему было присвоено 1 июля 1944 года. Награжден также орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями.
И ОТВАГА, И СКРОМНОСТЬ
Михаил Ильич Румянцев смолоду не любил громких слов, торжественных обещаний, с полуслова понимал задачу и делал все, чтобы ее выполнить. Начал он военную службу авиационным механиком на аэродроме 26-го истребительного полка Ленинградского фронта. Во время советско-финского конфликта Румянцев отлично, не жалея усилий и времени, готовил свой самолет к полетам. Истребитель, который он обслуживал, совершил 100 боевых вылетов и ни разу не задерживался на земле из-за технических неполадок, за что механик был награжден медалью «За боевые заслуги». Достигнутое не удовлетворяло Михаила. Ему хотелось летать. Командование удовлетворило желание Румянцева – послало его на курсы летчиков-штурмовиков. С января 1943 года старший лейтенант был зачислен в 218-й штурмовой полк. За время войны им было сделано 216 боевых вылета, уничтожено 9 самолетов противника, 11 танков, 5 складов с боеприпасами, 7 – с горючим, 3 паровоза, много железнодорожных вагонов и другой техники.
Он командовал звеном, длительное время был заместителем командира эскадрильи, а в конце войны водил в бои эскадрилью. Особенно он прославился штурмовыми ударами по наземным целям. Когда в критические моменты наступательных операций требовалась воздушная поддержка пехотинцам или танкистам, в небо поднимался Румянцев. Так произошло и при прорыве вражеской обороны севернее Гомеля в ноябре 1943 года. Продвижение наших танков замедлилось тогда из-за упорного сопротивления вражеской артиллерии и пехоты. На помощь пришли штурмовики. Румянцев дважды в день вылетал на участок прорыва. Всякий раз, снизившись над полем битвы до 50 метров, он держал противника под огнем по получасу. Пренебрегая опасностью, таких заходов он делал по 6-7 за вылет.
Наш земляк воевал до Победы. После окончания Великой Отечественной войны он окончил Высшие лётно-тактические курсы усовершенствования офицерского состава. Только в 1961 году Михаил Румянцев ушел в запас. Он приехал в Калинин, где стал работать в научно-исследовательском институте. Скончался Михаил Румянцев 4 февраля 1967 года.
В городе Вольске, на территории училища, которое окончил Герой Советского Союза, установлена в его честь мемориальная доска. В Твери именем Михаила Румянцева названа одна из улиц. На здании цеха Тверского вагоностроительного завода, где трудился Михаил Ильич, установлена мемориальная доска.