В Твери Мария Васильевна Смирнова, почётный гражданин города, была всеобщей любимицей. При этом она никогда не преследовала личных интересов, амбиций у неё не было. Героиня войны хорошо представляла, какой у неё авторитет не только в городе и области, но и в стране, и использовала его исключительно во благо людей. Горе тому чиновнику, который посмел обидеть слабого, незащищённого, а Смирнова узнала об этом. Она обрушивалась на зарвавшегося бюрократа так, как когда-то на своём ночном бомбардировщике — на вражескую колонну, и добивалась справедливости.
Она родилась в деревне Воробьево нынешнего Лихославльского района Тверской области в карельской семье. В 1936 году Маша окончила Лихославльское педагогическое училище, работала учительницей в деревне Полюжье. Видимо, оттуда, от педагогической юности, на всю жизнь сохранилась в ней необходимость заботиться, опекать, не допускать чьего-то зла.
Когда семья переехала в Калинин, Маша, отработав необходимый по распределению срок в школе, переехала к родителям. Днём она работала в детском саду, а вечером шла на занятия в аэроклуб. Гуманитарных знаний было недостаточно, и Маша сидела за учебниками математики, физики и специальных дисциплин. Окончив Калининский аэроклуб, она работала в нём лётчиком-инструктором.
В Красную Армию её призвали в ноябре 1941 года. Мария окончила курсы лётчиков при Энгельсской военной авиационной школе пилотов в Саратовской области. Формированием 588-го бомбардировочного женского авиаполка руководила Герой Советского Союза Марина Раскова. Полк вооружили самолётами По-2 и в мае 1942 года отправили на фронт. Командиром полка была назначена Евдокия Бершанская, лётчица с десятилетним стажем. Под её командованием полк сражался до окончания войны. Порой его шутливо называли «Дунькин полк» с намёком на полностью женский состав и оправдываясь именем командира полка. Единственный во всех советских Военно-воздушных силах он до самой Победы остался полностью женским: только женщины занимали в нём все должности — от механиков и техников до штурманов и пилотов. Два других полка были смешанными. В конце мая 1942 года численность полка составляла 115 человек, большинство — в возрасте от 17 до 22 лет. Полк вошёл в состав 218-й ночной бомбардировочной авиадивизии.
От первого полета у Марии Смирновой осталось впечатление, как от большого светлого праздника. Страстная тяга к полётам рассеяла всякие сомнения, пробудила необыкновенную смелость, и Маше больше всего хотелось с высоты посмотреть на аэродром, на Калинин. А вот контрольный полёт заставил её всерьёз поволноваться. Девчат тогда неохотно брали в авиацию, и Маше предстоял очень сложный экзамен в воздухе. Принимал его начальник лётной части, опытный пилот. Из всех фигур пилотажа, которые предстояло выполнить в воздухе, Машу больше всего беспокоил переворот. Она знала, что при этом упражнении из-за малого роста у неё, как говорят лётчики, «недоставало ноги». Но Маша сумела найти выход. Она резко дала педаль, та дошла до отказа и оставалась в этом положении несколько очень нужных мгновений. Проверяющий сидел позади и ни одного замечания не сделал. И вот выстраивают всех курсантов. Смущённая Мария Смирнова стоит последней, на левом фланге, с трудом сдерживая волнение. «Наверно, провалила», — пронеслось в голове. И вдруг проверяющий сказал: «Летать надо, как Мария Смирнова». Даже не верилось, что это говорили о ней. Машу горячо поздравили инструктор, товарищи. В этот вечер Маша возвращалась в детский сад в том восторженно-приподнятом настроении, когда человеку кажется, что всё самое трудное осталось позади.
Командиру эскадрильи М.В. Смирновой пришлось совершить почти тысячу боевых вылетов на самолётах По-2, у которых нет ни бронированных бортов, ни цельнометаллических плоскостей… «После четырёх месяцев боёв на Тереке, — вспоминает Мария Васильевна, — войска Северо-Кавказского фронта начали наступление. Полк наш к этому времени окреп, накопил опыт, отличался высокой дисциплинированностью и отличным выполнением боевых заданий командования. Многие лётчики, штурманы, техники и вооруженцы были награждены первыми боевыми орденами и медалями. Противник стремительно отступал по Кубани на Таманский полуостров. Наши экипажи бомбили вражеские переправы, колонны противника на дорогах его отступления».
Лётчица вспомнила, как они со штурманом Таней Сумароковой вылетели с площадки у станицы Ново-Джерелиевской на разведку переправы в районе пункта Красный Октябрь. Это была единственная на севере Таманского полуострова дорога и переправа для отступления немцев. Ночь была лунная, белые облака не позволяли лететь выше шестисот метров. И вот самолёт над переправой. Темно, тихо, ни выстрела, ни огонька. Враг будто притаился. Надо было вызвать противника к действию. Сделав три круга над переправой, самолёт М.В. Смирновой взял курс для бомбометания. Сбросили часть бомб. Точно проснувшись от внезапного удара, немцы открыли стрельбу по нашему По-2 из зенитных пулемётов. Возвращаясь к посадочной площадке, Мария Васильевна испытывала тревогу. Самолёт был повреждён. А внизу территория, занятая врагом. Но, к счастью, удалось дотянуть до своего аэродрома. Получив разрешение на посадку, лётчица благополучно приземлилась, но в конце пробега машина свалилась на одну плоскость. Осмотрев самолёт, техники доложили командованию, что он нуждается в ремонте: фюзеляж, кабины, плоскости были в пробоинах, на одной плоскости зияла огромная дыра. Все беспокоились о здоровье отважных лётчиц, а они чувствовали себя превосходно и, доложив о результатах разведки, на другом самолёте вылетели на новое боевое задание. А как только забрезжил рассвет, По-2, ведомый Марией Васильевной, на бреющем полёте возил для полка горючее, масло, боеприпасы. Затем три-четыре часа отдыха и — снова боевая ночь.
О весенних боях 1944 года в Крыму: «Бои шли на подступах к Севастополю. Отступая, гитлеровцы скопили на мысе Херсонес, что юго-западнее Севастополя, огромное количество техники, живой силы, там же было расположено несколько аэродромов противника. Они сильно охранялись: то и дело включались десятки прожекторов, настороже была зенитная артиллерия. Первым вылетел в район мыса Херсонес экипаж Смирновой - Пасько. Самолёт с приглушённым мотором бесшумно появился над аэродромом. Сверху хорошо было видно, как мигали огоньки, как выруливали на взлётную дорожку вражеские самолёты. Высота - шестьсот метров. Штурман Пасько сбрасывает бомбы в самую гущу самолётов противника: мгновенно вспыхнул пожар, а По-2, маневрируя между лучами прожекторов, удалился в сторону моря. Всю ночь полыхал пожар на аэродроме. Советские самолёты непрерывно бомбили противника. В эту ночь М.В. Смирнова совершила ещё четыре боевых вылета».
588-й бомбардировочный полк, ставший 8 февраля 1943 года 46-м гвардейским, участвуя в освобождении Северного Кавказа и Крыма, совершил 25000 боевых вылетов, нанёс огромный урон противнику и получил почётное наименование «Таманский», был награждён орденами Красного Знамени и Суворова III степени.
26 октября 1944 года командиру эскадрильи 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиаполка 325-й ночной бомбардировочной авиадивизии 4-й воздушной армии 2-го Белорусского фронта гвардии капитану Марии Васильевне Смирновой было присвоено звание Героя Советского Союза (медаль «Золотая Звезда» № 4842).
Поэт Борис Ласкин, автор песен «Три танкиста» и «Спят курганы тёмные», побывал в их полку и написал стихотворение «Бессмертие», где есть такие строки:
в тугих ветрах, в пыли, в моторном громе
рулят на старт знакомые У-2,
когда зенитки гневные на страже
стоят у нас — на стыке двух морей,
когда в поход уходят экипажи
моей страны любимых дочерей,
я, как вчера, сегодня вижу снова,
как в небе пролетают высоко
Амосова, Никулина, Смирнова,
и Руднева, и Белик, и Пасько…
Друзья мои! Попробуйте, измерьте
величье славы, вставшей в полный рост.
Они летят дорогою в бессмертье
дорогой ясных путеводных звёзд.
Они летят — и день, что нынче начат,
сияньем солнца их согреет вновь.
Пусть им всегда сопутствует удача
и Родины великая любовь.
Почти тысячу боевых вылетов совершила за время войны наша землячка. Изредка она получала весточки от братьев. Пётр, как и она, служил в авиации, а Алексей и Александр — в пехоте. Закончилась война, и пришло время прощания с однополчанками. Всё было в этот день: и смех, и слёзы, и радости, и огорчения. Но победа, огромная, трудная и историческая, поднимала дух, окрыляла, звала к новым свершениям. Расставаясь, девушки дарили друг другу на память какие-либо вещички. Дуся Никулина, даря Марии Васильевне фотографию, написала: «Всегда буду вспоминать фронтовую жизнь, трудные боевые вылеты, а особенно тот день, когда нам с тобой первым вручали Звезду Героя. Будь счастлива с Николаем и имей трёх ребятишек». А Сима Амосова свою надпись на фотокарточке закончила так: «Я искренне тебе желаю сохранить целостность натуры, быть всегда такой же честной и правдивой, бодрой и счастливой, какой ты была среди нас». Эти слова боевой подруги Мария Васильевна восприняла как наказ. У Марии Васильевны к боевой славе прибавилась и трудовая.
После войны она вышла в отставку, окончила Тамбовскую областную партийную школу, находилась на организационно-партийной работе в Тамбовской, Ярославской и Калининской областях. Затем Мария Васильевна много лет была начальником отдела кадров Калининского камвольного комбината, работала в облисполкоме заведующей Бюро по трудоустройству и информации населения, неоднократно избиралась депутатом областного и районного Советов народных депутатов. Но, пожалуй, наиболее трепетно она относилась к работе с людьми в общественных организациях: областном Совете ветеранов войны и труда, областном Комитете защиты мира, ЦК ДОСААФ СССР.
Она скончалась в Твери 10 июля 2002 года и похоронена на Дмитрово-Черкасском кладбище. В новом городском микрорайоне Брусилово уже появилась улица Марии Смирновой, на которой возле школы, носящей её имя, будет установлен камень с мемориальной доской в честь прославленной лётчицы. А 26 октября 2010 года мемориальная доска в память о ней была открыта на здании Лихославльского педагогического училища, которое она окончила.