Михаил Соколов родился 24 января 1923 года в деревне Белоусово Нелидовского района. Семилетнюю школу Михаил окончил в Нелидове. При районном совете Осоавиахима существовала школа планеристов, где он с увлечением занимался и окончил её на «отлично».
Приезжая после войны в Нелидово, он рассказывал землякам: «Моё увлечение планеризмом заметил инструктор школы и порекомендовал поступить в Ржевский аэроклуб, что я и сделал. Родители не возражали. Во Ржеве учился в девятом классе, вступил в комсомол, посещал занятия в аэроклубе, который закончил в 1939 году. Тут была и теория, и полёты на первых учебных самолётах У-2. В войну их называли «кукурузниками», но дело они своё сделали, преподав нам, пилотам, первые азы в авиации — и мы обрели крылья. А когда летали на « тихоходах», постукивая по бортам, вспоминал наш Богдановский завод, изготовлявший фанеру для самолетов У-2 и ПО-2… Ну а потом была Ворошиловская военно-авиационная школа имени Пролетариата Донбасса, куда я был направлен Ржевским горвоенкоматом в числе шести выпускников-отличников аэроклуба. Эта авиашкола и сделала из меня лётчика-штурмовика. Здесь застала меня война. А когда фронт подходил к Ворошиловграду, школа эвакуировалась в город Уральск. Мы усиленно тренировались на различных марках самолётов. Это были скоростные бомбардировщики СБ и пикирующие. Потом переучились на новые Ил-2. Так продолжалось до августа 1942 года. Затем из запасного полка, в ноябре, меня направили на Брянский фронт в 810-й штурмовой авиаполк 225-й авиадивизии 15-й воздушной армии…» Михаил Егорович командовал звеном, эскадрильей, в 1944 году окончил Высшие офицерские авиационные курсы штурманов, стал майором.
О том, как воевал наш земляк, свидетельствует наградной лист на присвоение звания Героя Советского Союза. Приведём его полностью, с сохранением орфографии: «Храбрый и мужественный, не знающий страха в бою лётчик. За время пребывания на фронтах борьбы с немецкими захватчиками с ноября 1942 г. за этот период тов. Соколов произвёл 171 успешный боевой вылет на самолёте Ил-2 на штурмовку живой силы и техники противника, нанося ему большой урон. За 8 успешных боевых вылетов в 1942 г. награждён орденом «Красная Звезда», за 40 успешных боевых вылетов в январе 1944 года награждён «Красное Знамя», а за 60 успешных боевых вылетов в августе 1944 г. награждён орденом «Отечественная война I степени».
Тов. Соколов является мастером вождения штурмовиков на уничтожение врага. Каждый боевой вылет приносит новую победу отважному. умелому воздушному воину. Лётчик, которому приходится выполнять боевое задание с Соколовым, считает за честь, так как он знает, что под его руководством он сможет нанести наибольший ущерб противнику.
Весь боевой путь отважного лётчика полон мужества, героических примеров борьбы, презрения к смерти во имя победы над врагом.
Выполняя боевое задание 9 марта 1943 г. в составе 5 Ил-2, ведущий майор Ермолаев, производили налёт на Орловский аэродром, аэродром был прикрыт сильным огнём ЗА и истребителями противника, несмотря на это, тов. Соколов первым прорвался к цели и начал в упор расстреливать вражеские самолёты, в результате этого дерзкого налёта группой было сожжено 20 самолётов и 15 повреждено.
На обратном пути встретили колонну автомашин, прямым попаданием РС-ов тов. Соколов уничтожил легковую автомашину, очевидно, с офицерами. Налёт был отмечен сообщением Информбюро 13.3.1943 г.
Выполняя боевое задание 16.7.1944 г. ведущим шестёрки в районе западнее ОСВЕЯ по штурмовке скопления автомашин и полевых орудий, в этом налёте тов. Соколов проявил героический поступок, несмотря на сильный огонь, он сделал 7 заходов на цель и с бреющего полёта в упор расстреливал метавшихся гитлеровцев. Было создано 2 очага пожара, было взорвано 2 склада с боеприпасами, группа без потерь вернулась на свой аэродром.
18.7.1944 г. Выполняя боевое задание ведущим группы 18 самолётов Ил-2 по уничтожению скопления эшелонов противника на станции РЕЗЕКНЕ /РЕЖИЦА/, ж.д. станция была сильно прикрыта зенитным огнём, тов. Соколов умелым манёвром и атакой сумел подавить ЗА противника и уничтожить скопление эшелонов. В результате этого налёта группой было повреждено 3 эшелона с боеприпасами и горючим и взорвано 3 склада с горючим. На обратном пути на разъезде между станцией РЕЗЕКНЕ и ВИЛАНЫ был ещё подожжён один эшелон противника. Группа без потерь возвратилась на свой аэродром. Действие подтверждено: агентурной разведкой и участниками налёта ст. лейтенант БЕЛЫЙ, ст. лейтенант СЫСОЕВ, лейтенант ТАРАСОВ и мл. лейтенант ЧАЙКА.
19.7.1943 г. Выполняя задание ведущим пары в составе 8 Ил-2, наносили удар по скоплению танков в районе МОХОВАЯ и СТАНОВАЯ, на пути встретили 12 Ю-87. Тов. Соколов первым кинулся в бой и метким пулемётно-пушечным огнём подбил один Ю-87, юнкерсы в панике сбросили бомбы на своей территории и повернули обратно, действие подтвердило наземное командование. После этого группа продолжала выполнять боевое задание. Во время атаки цели самолёт был подбит огнём ЗА, мотор начал давать перебои, скорость стала уменьшаться, и тов. Соколов отстал от группы. На пути его догнали 2 истребителя противника ВФ-190, несмотря на повреждённую материальную часть, он вёл бой с истребителями в течение 10 минут, один истребитель был подбит стрелком, другой ушёл на свою территорию, когда мотор совершенно отказал, он произвёл вынужденную посадку в нейтральной полосе и под огнём миномётов вытащил тяжело раненого стрелка из самолёта и тащил его на себе два километра до первого перевязочного пункта.
17.7.1944 г. Выполняя боевое задание группой 6 самолётов Ил-2 в районе ЦАРЁВО, умело штурмовал живую силу и технику противника и, несмотря на сильный огонь ЗА, сделал несколько заходов на цель и метким огнём уничтожил 2 танка и 2 автомашины.
26.7.1944 года. Выполняя боевое задание ведущим шестёрки Ил-2 в районе ОПОЧКА — КРАСНОГОРОДСКОЕ, штурмовали скопление автомашин, несмотря на сильный огонь ЗА, первым прорвался к цели и прямым попаданием бомб взорвал 2 бензозаправщика, от которых загорелись соседние автомашины. На дороге создалась пробка, противник в панике не знал куда деваться. Тов. Соколов совместно с группой сделал 5 заходов на цель и уничтожил: 10 автомашин и до 20 солдат и офицеров противника. В этом бою самолёт тов. Соколова был подбит, заклинены элероны, несмотря на это, тов. Соколов собрал всю группу и без потерь вернулся на свой аэродром.
18.8.1944 г. Выполняя боевое задание в районе МАДОНА по штурмовке скопления автомашин и живой силе противника, несмотря на то, что цель была сильно прикрыта огнём ЗА, тов. Соколов с первого захода заставил замолчать немецких зенитчиков и с последующих заходов точным огнём расстреливал живую силу и технику противника в этом бою, группа уничтожила 12 автомашин, рассеяла и частично уничтожила до роты пехоты. Получив благодарность от генерал-майора авиации ДАНИЛОВА, бывшего на станции наведения, группа без потерь возвратилась на свой аэродром.
На своём боевом счету тов. Соколов имеет уничтоженной живой силы и техники противника: танков 18, автомашин 56, орудий ЗА и ПА — 24, повозок с грузом 80, ж.д. вагонов 15, паровозов 2, ДЗОТ-ов 12, складов с горючим 3, складов с боеприпасами 4, миномётных точек 6, солдат и офицеров противника до 1500.
За мужество и героические подвиги, проявленные при выполнении боевых заданий в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, за произведённые 171 боевой вылет на самолёте Ил-2 и за ущерб, нанесённый противнику, майор СОКОЛОВ Михаил Егорович достоин высшей правительственной награды звания «ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА».
Командир 825 штурмового авиационного полка майор /Солопов/ 15.2.1945 г.»
Заключение вышестоящих начальников подписали: командир 225-й штурмовой авиационной Режицкой дивизии полковник Корпусов, командующий 15-й воздушной армией генерал-полковник авиации Науменко, член Военного совета 2-го Прибалтийского фронта генерал-лейтенант Богаткин, командующий войсками 2-го Прибалтийского фронта Маршал Советского Союза Говоров.
А уже через три недели,8 марта, командир полка майор Солопов подписал ещё одно представление к награждению комэска Соколова — орденом Александра Невского, где были такие строки: «Выполняя боевое задание 5.3.45 г. по штурмовке техники и живой силы противника в районе Блидини, несмотря на плохие метеоусловия, 6 самолётов Ил-2, ведомые майором Соколовым, точно вышли на цель. Противник открыл сильный огонь ЗА по штурмовикам, но, презирая смерть, начал штурмовать цель и с первого захода прямым попаданием бомб взорвал 2 автомашины и с последующих 3-х заходов пушечно-пулеметным огнём заставил замолчать батарею ЗА. В этот день неустанный лётчик произвёл 3 вылета на штурмовку войск противника».
Михаил Егорович Соколов являлся одним из 17 Героев Советского Союза, дважды награждённых этим полководческим орденом.
В апреле 1945 года Соколов спас в воздушном бою своего командира полка майора Солопова. Когда тот выходил из атаки, его атаковали вражеские истребители. Приготовившийся к атаке наземной цели Соколов быстро сменил курс и сбил «мессера». В результате командир полка продолжал руководить боем, хотя его самолёт получил несколько пробоин.
К Дню Победы в послужном списке майора Соколова был уже 201 боевой вылет. Хотя главной задачей штурмовиков, как известно, было нанесение бомбово-штурмовых ударов по коммуникациям противника, он сбил 3 вражеских самолёта. Ещё 12 фашистских самолётов наш земляк сжёг на аэродромах.
18 августа 1945 года майору Михаилу Егоровичу Соколову было присвоено звание Героя Советского Союза (медаль «Золотая Звезда» № 8021).
После войны он продолжал службу в армии, в 1955 году окончил Военный институт иностранных языков, а в 1962 году вышел в запас в звании полковника.
Михаил Егорович жил в Краснодаре, работал в производственном объединении «Краснодаркрайобувьсбыт», часто приезжал в Нелидово к матери Елене Евстафьевне и сестре Надежде. Он скончался 11 ноября 1993 года. Его имя носила в советское время школа в освобождённом им от фашистов латвийском городе Резекне. А в родном городе Нелидове имя Героя увековечено на Мемориале боевой славы.