Главная
Места памяти
История побед
Книга памяти
Видео
Дополнительные материалы
  • Список трехмерных моделей воинских захоронений
  • Патриотические книги
  • Историческая интерактивно-познавательная онлайн-игра "Собери пазлы известных картин Великой Отечественной войны"
  • Славные страницы боевой истории региона
  • Реестр воинских захоронений на территории Вологодской области
Контакты
Ещё
    Задать вопрос
    Личный кабинет
    +7(4822) 35-86-32
    kom_molodegy@tverreg.ru
    +7(4822) 35-86-32
    Главная
    Места памяти
    История побед
    Книга памяти
    Видео
    Дополнительные материалы
    • Список трехмерных моделей воинских захоронений
    • Патриотические книги
    • Историческая интерактивно-познавательная онлайн-игра "Собери пазлы известных картин Великой Отечественной войны"
    • Славные страницы боевой истории региона
    • Реестр воинских захоронений на территории Вологодской области
    Контакты
      +7(4822) 35-86-32
      • Главная
      • Места памяти
      • История побед
      • Книга памяти
      • Видео
      • Дополнительные материалы
        • Назад
        • Дополнительные материалы
        • Список трехмерных моделей воинских захоронений
        • Патриотические книги
        • Историческая интерактивно-познавательная онлайн-игра "Собери пазлы известных картин Великой Отечественной войны"
        • Славные страницы боевой истории региона
        • Реестр воинских захоронений на территории Вологодской области
      • Контакты
      • Мой кабинет
      • +7(4822) 35-86-32
      kom_molodegy@tverreg.ru
      • Подвиг и слава земли Тверской
      • История побед
      • Персоналии
      • Тихомиров Иван Васильевич

      Тихомиров Иван Васильевич

      Иван Тихомиров Родился 7 февраля 1909 года в семье служащего.

      В 1930 году окончил Ленинградский речной техникум. Работал бакенщиком на Волге.

      В 1932 году был призван в Красную армию и по комсомольской путёвке направлен в лётную школу. В 1933 году окончил Ленинградскую Военно- теоретическую школу лётчиков, в 1935 году Ейскую военную школу морских лётчиков. Служил в авиации Черноморского флота, а затем на Тихом океане. В 1938 году помогал китайским товарищам сражаться с японскими милитаристами у озера Хасан.

      С первых дней войны стремился на фронт, но только в конце 1943 года очередной его рапорт был удовлетворён.

      С июня 1944 года воевал в составе 51-го минно-торпедного авиационного полка Краснознамённого Балтийского флота в должности командира эскадрильи. Освоил американский самолёт А-20 G «Boston». За короткое время совершил 9 боевых вылетов на бомбардировку скоплений войск противника.

      20-21 июня 1944 года 2-я эскадрилья капитана Тихомирова участвовала в уникальной операции — разрушении плотины ГЭС на реке Свирь силами морской авиации. Все 2 дня лётчики без передышки делали один боевой вылет за другим, нанося удары по плотине. Только 21 июня десять бомб попали в цель, и плотина была разрушена по длине до 35 метров. Река Свирь вошла в нормальное русло. К исходу дня 21 июня войска 7-й армии Карельского фронта прорвали вражескую оборону и захватили несколько плацдармов на правом берегу реки. Путь для наступления советских войск был расчищен.

      За период с 19 июня по 16 июля 1944 года эскадрилья капитана Тихомирова произвела 52 боевых вылета. Кроме разрушения плотины лётчики эскадрильи потопили 4 транспорта, эскадренный миноносец и тральщик, разрушили военный завод и большое количество железнодорожных вагонов.

      16 июля 1944 года капитан Тихомиров с эскадрильей участвовал в операции по потоплению вражеского броненосца береговой обороны «Ниобе» на военно-морской базе Котка. Экипаж Тихомирова наносил удар по стоящему рядом с броненосцем транспорту водоизмещением 6000 тонн. В результате взрыва двух тысячекилограммовых бомб транспорт разломился пополам и сразу же затонул.

      Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 июля 1944 года «за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками» капитану Тихомирову И. В. присвоено звание Героя Советского Союза.

      В этот же день Тихомиров погиб при постановке мин в военно-морской базе Мемель, не успев получить высокую награду. Экипажи, которые в это время ставили мины, видели в воздухе большой силы взрыв, причина которого неизвестна. Есть версии, что в самолёт попал снаряд, или вражеская пуля пробила бензобак.

      СПЕЦИАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

      В июне 1944 года наши войска подготовились к прорыву вражеской обороны на реке Свирь. Главным препятствием на пути был водный рубеж: почти на всем протяжении от Ладожского озера до Свирьстроя ширина реки достигала 400 метров, а глубина — от 4 до 7 метров. К тому же северный берег гитлеровцы укрепили. Командование решило взорвать плотину-дамбу, чтобы воды ушли в Ладожское озеро. Взрывом достигались две цели — река сразу мелела, а хлынувшие вдруг воды сносили вражеские переправы и укрепления.

      Разрушение плотины Свирьстроя поручили морским летчикам. Выбор пал на эскадрилью капитана Тихомирова. Некоторые старые балтийцы удивились такому выбору: Иван Васильевич прибыл в полк сравнительно недавно, да и фронтовик молодой. Не все знали, что за одно фронтовое полугодие комэск сумел зарекомендовать себя с самой лучшей стороны. Он потопил крупный неприятельский транспорт, отличался спокойной уверенностью, точностью бомбометания, командирской собранностью. Иван Васильевич прошел большую трудовую школу — работал в колхозе, боролся с кулаками, был и матросом, и кочегаром — и привык делать все обстоятельно

      20 июня бомбардировщики Ивана Тихомирова поднялись с аэродрома и направились к Свири. Их не обнаружили ни наземные наблюдатели врага, ни разведчики-самолеты «фокке-вульфы»: советская эскадрилья летела на самой малой высоте, над самой землей. Фронтовая газета писала: «Макушки деревьев гнулись от бешеного вихря пролетавших бомбардировщиков. Они появились над плотиной, усиленно охраняемой немцами, неожиданно и сбросили свой груз. Потом сделали второй заход и третий... Зенитки неистовствовали. Два самолета повреждено, но пилотам удалось добраться до базы. После короткой передышки эскадрилья снова появилась над Свирью. И снова, несмотря на яростный обстрел, сбросила бомбы. И снова ведущим шел Иван Тихомиров, и его бомбы точно ложились в цель.

      Мощная плотина взорвана! Неудержимый поток воды, сметая все на пути, устремился в Ладожское озеро. Прорыв обороны, считавшейся прочной, начался. Об этом подвиге Тихомирова в наградном листе сказано: «20 июня 1944 года топмачтовым ударом была разрушена плотина Свирьстроя, чем было блестяще обеспечено продвижение наших сухопутных войск».

      Эта радостная весть разнеслась по фронту, по всей Балтике. Капитана Тихомирова поздравляли. За период с 19 июня по 16 июля 1944 года эскадрилья капитана Тихомирова произвела 52 боевых вылета. Кроме разрушения плотины на реке Свирь, она потопила четыре транспорта, эскадренный миноносец и тральщик, разрушила военный завод и большое количество железнодорожных вагонов. 16 июля капитан Тихомиров с эскадрильей участвовал в потоплении вражеского броненосца береговой обороны на военно-морской базе Котка.

      Победа, одержанная Тихомировым 16 июля, — довольно редкая: за один боевой вылет потоплены и флагман вражеского флота, и большой транспорт. Это не просто удача, а бесстрашие, помноженное на точный расчет.

      Через неделю Иван Васильевич погиб над Рижским заливом. Лишь за два дня до этого был 24 опубликован Указ о присвоении ему звания Героя Советского Союза. Он сражался геройски и умер героем.

      Поделиться
      Назад к списку
      Информация
      Места памяти
      История побед
      Книга памяти
      Видео
      Контакты
      Дополнительные материалы
      Список трехмерных моделей воинских захоронений
      Патриотические книги
      Историческая интерактивно-познавательная онлайн-игра
      Славные страницы боевой истории региона
      +7(4822) 35-86-32
      kom_molodegy@tverreg.ru
      Политика конфиденциальности
      © 2022 Все права защищены.