«ИДУ НА ТАРАН!»
Путь Василия Михайловича Ускова в авиацию не прост. Детство выпало на суровую пору войн и революций. Крестьянская семья жила бедно. Четырнадцатилетний паренек вынужден был уехать от родителей в поисках заработка и хлеба насущного. В 1926 году он устроился учеником к частнику-обувщику на станции Саблино Ленинградской области. Два года продолжалось батрачество, пока не удалось устроиться в городе в кооперативную артель обувщиков «Просвет». Название рабочего коллектива вполне оправдало себя. Юноша продолжил свое учение, увидел и полюбил прекрасный город на Неве.
Ускову хотелось учиться. Эту возможность он получил в армии. Ей он обязан и техническими знаниями, и политическим воспитанием, и выработкой твердого, волевого характера. Окончив военно-химическую школу, где два года прослужил командиром взвода, молодой офицер увлекся авиацией и стал военным летчиком. Войну Василий Усков встретил опытным авиатором. С 1942 года капитан Усков стал командиром эскадрильи в дивизии, входившей в систему противовоздушной обороны страны. Ему и его эскадрилье ставились сложные боевые задачи, которые пилоты выполняли с честью.
Командующий истребительной авиацией ПВО генерал Осипенко в служебной характеристике писал о комэске: «За время боевых действий капитан Усков показал себя храбрым летчиком- истребителем. Неоднократно он, не щадя своей жизни, дрался с врагом, своим личным боевым примером воспитывал своих подчиненных».
В личном деле летчика упомянуто много подвигов, совершенных им на фронте. В историю полка вошел незабываемый бой Ускова с двадцатью «хейнкелями» в районе города Георгиевска в августе 1942 года.
Патрулируя в тот день, капитан заметил армаду гитлеровских бомбардировщиков, шедших к городу. Сообщив на базу о грозной опасности, Василий Михайлович, не раздумывая, бросился на врага. «Не пропустить бомбовозов, не дать сбросить им свой груз!» — одна эта мысль завладела им. Его истребитель появился у строя «хейнкелей» неожиданно. Меткая очередь, и один из бомбардировщиков падает на землю. Вражеские летчики тотчас огрызнулись, открыв огонь по смельчаку. Самолет встряхнуло. Пилот почувствовал неладное, но пошел в новую атаку. И тут же обнаружил — пулеметы вышли из строя. Что же делать? Без колебаний решил: «Иду на таран!». Выбрав ближайшего «хейнкеля», он направил на него свой истребитель. Раздался сильный удар. Потеряв сознание, Усков не видел, как бомбовоз рухнул вниз. Придя в себя, он дернул за кольцо 26 парашюта.
Комэск, раненный в ноги, лежал на излечении в госпитале, а весть о его подвиге прокатилась по всему фронту. В газете появилось стихотворение «Герою»:
Крепче стало его сердце,
А душа пылает местью.
Презирая ужас смерти,
Исполняет долг свой с честью.
Трех стервятников подбил он,
А четвертого таранил.
На фашистов наводил он
Ужас в пятом океане.
Скромность, мужество проходят
Красной нитью в его жизни.
Он прославился в народе —
Верный сын своей Отчизны.