В марте 1943 года, когда исполнилась первая годовщина боевой деятельности Авиации дальнего действия, её лучшим частям и соединениям было присвоено наименование гвардейских. В приказе наркома обороны говорилось: «Ведя непрерывные бои с немецкими захватчиками, эти авиадивизии и авиаполки нанесли огромные потери фашистским войскам и своими сокрушительными ударами уничтожали живую силу и технику противника». 17-я авиадивизия (командир — генерал-майор авиации Е.Ф. Логинов) этим приказом была преобразована во 2-ю гвардейскую.
Командиром звена в 8-м авиаполку этой дивизии служил тогда наш земляк Евгений Николаевич Яковлев. Он родился в городе Бологом 25 декабря 1919 года, окончил среднюю школу, а когда был призван в Красную Армию, изъявил желание стать лётчиком и окончил в 1940 году Балашовскую военную авиационную школу пилотов.
Авиацию дальнего действия стали создавать уже в самом начале войны, но требовалось подготовить достаточное число пилотов. Для боевых полётов в глубокие тылы противника требовалось не только лётное мастерство, но и особые черты характера: выдержка и терпение, высокая устойчивость психики, концентрированность внимания, умение принимать нестандартные решения, постоянная готовность к взаимовыручке.
Евгений Яковлев с сентября 1941 по июнь 1942 года учился в Высшей школе штурманов и лётчиков дальней авиации и окончил её, когда этот новый вид наших военно-воздушных сил уже несколько месяцев вёл боевые действия. Он был зачислен в 751-й бомбардировочный авиаполк, переведённый на аэродром Липицы под Серпуховом. Так заливной луг на Оке стал площадкой и для тяжёлых бомбардировщиков Ил-4.
Боевой опыт нарабатывался с каждым новым полётом, а полёты эти совершались в очень глубокий тыл немецко-фашистских войск для нанесения мощных бомбардировочных ударов по железнодорожным узлам, крупным скоплениям войск, аэродромам, переправам и военно-промышленным центрам. После каждого вылета комдив генерал Е.Ф. Логинов проводил разборы. Особое внимание лётного состава он обращал на чрезвычайную сложность выполняемых задач, на необходимость тщательной подготовки экипажей и самолётов на земле, на грамотную эксплуатацию техники в воздухе.
В марте 1943 года 751-й авиаполк стал 8-м гвардейским, а 13 мая из его состава был развёрнут дополнительно 19-й бомбардировочный авиаполк. Именно в нём с этого времени вплоть до Победы и воевал офицер Евгений Яковлев. В те дни, когда гремели бои на Курской дуге, когда несколько наших фронтов перешли в контрнаступление и устремились к Днепру, полки 2-й гвардейской авиадивизии между боевыми вылетами в интересах Курской битвы активизировали бомбардировку вражеских объектов под Ленинградом. Они препятствовали подходу резервов противника из глубины, уничтожали авиацию на аэродромах, подавляли огонь артиллерии, обстреливающей город. Воздушная обстановка была сложной: ограниченное тёмное время суток, трудность целеуказаний, близость своих войск, неблагоприятные условия аэродромного базирования. Но всё это не снижало боевого порыва лётного состава.
Для нанесения ударов по врагу на подступах к Ленинграду 19-й авиаполк широко применял 1000-килограммовые бомбы. Эти торпедовидные громадины почти метрового диаметра подвешивались на центральную балку и занимали по длине почти половину фюзеляжа самолёта. Взлетать с такой сигарой было нелегко. Большая масса бомбы сильно раскачивала самолёт, а создаваемое ею сопротивление снижало скорость. Но зато и эффективность таких бомбовых ударов была высокой. За образцовое выполнение заданий под Ленинградом многие лётчики, штурманы, радисты, стрелки, техники, мотористы и механики дивизии и полка были удостоены правительственных наград.
С ноября 1943 года Евгений Яковлев возглавил эскадрилью в составе 19-го авиаполка, которая до конца войны произвела 664 успешных боевых вылета, сбросив на вражеские укрепления и войска многие тысячи тонн бомб. За время командования эскадрильей её командир, выполняя обязанности инструктора, подготовил для боевой работы девять молодых лётчиков. В его служебной характеристике, подписанной командиром полка, есть такие строки: «Свою специальность лётчика знает отлично, умело и грамотно эксплуатирует материальную часть. Лётную работу любит, летает с большим желанием, днём и ночью, настойчиво отыскивает цель и точно выходит на неё». А целей этих было немало: Тильзит и Будапешт, Бреслау и Кенигсберг, Варшава и Хельсинки, Данциг и Берлин.
Экипаж Ил-4 насчитывал четыре человека. Яковлеву надёжно помогали стрелок-радист старшина Гельмутдинов, воздушный стрелок старшина Кузнецов и, конечно, штурман капитан Паничкин. Михаил Степанович Паничкин — настоящая легенда дальней авиации. В экипаже майора Яковлева он участвовал в освобождении Смоленска, Вязьмы, Ленинграда, Харькова, Одессы, Курска, Севастополя, Кишинёва, Киева, Львова, Варшавы, Бухареста, Будапешта, Праги. 95-летний Герой Советского Союза Михаил Паничкин живёт в городе Белая Церковь на Украине. Героем Советского Союза стал и его брат Николай, служивший в том же 19-м авиаполку. Вместе с братьями Паничкиными также воевал в должности телефониста их отец Степан Фёдорович.
В ночь на 23 марта 1945 года, когда эскадрилья тяжёлых бомбардировщиков Яковлева, преодолев огромное расстояние, подходила к цели над Восточной Пруссией, штурман Паничкин доложил командиру: «Пиллау». Но ни этого крупного города и военно-морского порта на Балтике, ни самого моря не было видно в густом тумане, цель была закрыта. Не желая сбрасывать бомбы наугад, Яковлев передал по радио приказ: «Всем идти на запасную цель — Данциг». Эскадрилья взяла новый курс на военные объекты Данцига. Сработал фактор неожиданности: вражеские зенитчики открыли огонь уже после того, как наши успешно отбомбились.
К апрелю 1945 года гвардии майор Евгений Николаевич Яковлев совершил 264 боевых вылета на бомбардировку военных объектов в глубоком тылу противника, причём почти все — ночные. 18 августа 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий по уничтожению живой силы и техники противника, мужество и героизм ему было присвоено звание Героя Советского Союза (медаль «Золотая Звезда» № 8028).
После войны наш земляк окончил Высшую офицерскую лётно-тактическую школу, осваивал новую авиатехнику, летал на сверхскоростных самолётах в сложных метеорологических условиях, учил этому искусству молодых лётчиков. Но «хрущёвская демобилизация» заставила его расстаться с небом, когда ему не было ещё и сорока. В 1958 году подполковник Яковлев ушёл в запас и остался жить там, где базировалась тогда его часть, — в эстонском городе Тарту. Глубокий знаток техники, он работал мастером отдела технического контроля на одном из заводов. Евгений Николаевич скончался 14 мая 1971 года в возрасте пятидесяти одного года и похоронен в Тарту.